logo

Mathematics and reality in the field of hydraulic calculations of gas fire extinguishing systems

9 April 2018

In this article, we will consider the possible options for the optimal construction of automatic gas fire extinguishing installations based on the results of hydraulic calculations of piping and other associated parameters of the protected object.

Issues of more effective use of extinguishing agent.

Chief engineer of the project “ASPT Spetsavtomatika”
V.P. Sokolov

A little history in the issue of the method of hydraulic calculation of pipelines and determination of the area of ​​the holes of the nozzle for gas extinguishing installations. In theory, the dynamic behavior of extinguishing agent in the lines on the design of the pipe layout and arrangement of the nozzles can be analyzed using mathematical equations and formulas, developed by scientists working in the field of science. A mathematical model of hydrodynamics of a process is constructed on the basis of higher mathematics. Mathematical analysis is performed with some simplifications in the physics of the occurring process, as well as by setting permissible calculation limits, using constant constants and limiting the values ​​of the specified parameters used in the calculations. These simplifications and limitations determine the calculation error, which can reach up to 14% of the complexity of the calculation.

At one time, we had to use this technique for practical calculations of gas fire extinguishing installations, although all calculations were carried out manually using a calculator. Depending on the complexity of the hydraulic calculation, it took quite a long time, sometimes up to a week. The calculation consisted in that, changing the values ​​of the initial data, it was necessary to recalculate the equations and formulas until the result obtained was in accordance with the optimal values ​​of all hydraulic calculation parameters.
The document, which produced the hydraulic calculation of the gas fire extinguishing system, was called: “Method of hydraulic calculation of pipelines of gas fire extinguishing installations”. This methodology was developed for us in accordance with contract No. 6719 / N-2.3. FGU VNIIPO EMERCOM of Russia. The methodology was developed on the basis of research work carried out in various organizations, as well as in FGU VNIIPO EMERCOM of Russia, in the field of gas fire extinguishing installations.

But time does not stand still, and today ASPT Spetsavtomatika has a universal computer program «Vector» for the hydraulic calculation of pipe layout with nozzles, calculate the mass of extinguishing agent to create a regulatory extinguishing concentration in the protected volume and timing of exit GOTV gas extinguishing modules.

Vector program, one of the few programs that allows you to solve accurately and optimally all sorts of complicated tasks in the field of hydraulic calculation of gas fire extinguishing systems in a short time.

To confirm the authenticity of the verification results of calculation performed hydrants-crystal-calculation on the program «Vector» and obtained positive-set Expert enclose № 40 / 20-2016 from 31.03.2016g. Russian Ministry for Emergency Situations of the Academy to use the application of hydraulic calculations «Vector» in gas fire plants, production ASPT Spetsavtomatika with the following fire extinguishing agents:

FK-5-1-12 (Novec 1230)
Hladon 125
Chladon 227aa
Hladon 318TS
CO2 (carbon dioxide)

The “Vector” program is a modern software product that tends to constantly update, develop and improve the software, allowing the user to conveniently and simply work with the program on the computer.

The program for hydraulic calculations “Vector” for a given scheme of installation of gas fire extinguishing, includes the following initial data, manually set by the designer:

Area of ​​the room, m2;
height of the room, m;
additional volume, subtracted from the main volume, m3;
minimum temperature in the room, deg. FROM;
height of the room above sea level, m;
maximum allowable overpressure in the room, kPa;
standard time of submission of GOTV, s;
area of ​​permanently open openings, m2;
parameter “P” taking into account the location of the openings;
type of GOTV;
normative fire extinguishing concentration of GOTV;
vapor density GOTV, kg / m3;
Increasing coefficient for fire according to SP 5.13130.2009;
type of GPT modules;
load factor of the module;
working (initial) filling pressure at a temperature of 20 ° C, MPa;
type of high pressure hose RVD;
switchgears RU (with centralized GPT);
standard (GOST) of the pipes used.

Let’s now take a closer look at some of the most significant raw data for the hydraulic calculation from the list listed above that significantly affect the calculation result.

One of these parameters is the total area of ​​permanently open openings in the protected space “ΣFn, m2”. This value affects the estimated amount of gas “Mp”, because through the open openings there is a leakage of gas. It means that these losses must be compensated, so that the amount of gas “Mp” obtained by calculating the gas would be enough to create a standard fire-extinguishing concentration of the substance in the protected volume. Obtaining a real value of the parameter “ΣFn, m2” in the protected space is always associated with a big problem. We are looking at the extract from the JV section. 5.13130.2009.

8.14. Requirements for protected rooms.

8.14.1 The parameter is not
Table 1
п / п No. Product name Constantly open openings, m2
1 Single door, no more than 0,021 *
2 Double-leaf door, no more than 0,039 *
3 Single-leaf wooden window, no more than 0,024 *
4 Double-leafed wooden window, not more than 0,036 *
5 Single-leaf Eurowindows, not more than 0,016 *
6 Double-leaf Eurowindows, not more than 0.024 *

The data in Table 1 are obtained by calculation and correspond to the accepted method of hydraulic calculation of gas fire extinguishing installations in OOO ASPT Spetsavtomatika.

The total area of ​​permanently open openings in the protected room is calculated by the formula:

ΣFn = KB (ΣFd + ΣFo + ΣFinzh), m2 (3)

Where:

ΣFd is the total area of ​​permanently open openings of all doors (the door type according to Table 1 is multiplied by their number in the protected room);

ΣFo is the total area of ​​permanently open openings of all windows (the window type according to Table 1 is multiplied by their number in the protected room);

ΣFinzh – total area of ​​permanently open openings of engineering systems of fire automatics, etc. (if there are any permanently open openings in the wall, on the ceiling or in the floor, these areas are calculated separately and summed);

Кб – safety factor (constant value) is equal to – 1,1.

Let us now consider the location of the gas fire extinguishing modules on the protected site, the general requirements for the pipeline and nozzles in the light of obtaining reliability of the results when performing hydraulic calculations. We are looking at the copying of the section “8” from the joint venture. 5.13130.2009.

8.8 Vessels for gas extinguishing agent.

8.8.3 Vessels should be placed, possibly closer to the protected areas …

8.9 Pipelines.

8.9.9 The internal volume of the pipelines shall not exceed 80% of the volume of the liquid phase of the estimated quantity of GOTV at a temperature of 20 ° C.

Strict compliance with the requirements of paragraphs 8.8.3 and 8.9.9 is the key to obtaining the most accurate and close to the optimal values ​​of the result of hydraulic calculation.

Consider the effect of the length and diameter of the pipes of the collector, as well as the distribution pipeline, on the results of calculating the mass of the extinguishing agent and the standard release time. Consider, for example, an automated installation of (volumetric) gas fire extinguishing (AOGPT) with the supply of gas in several directions from the central fire-extinguishing station. At RIS-1, a graph of the functional dependence of the values ​​of “Vtr” from “Vzhg” is given in accordance with the requirement of clause 8.9.9 of the code of regulations of SP 5.13130.2009.

Calculations were made using the formula:

80% (4)

where: Vtr – internal volume of pipes of the axonometric diagram, л;

Vzhg – the volume of the liquid phase of the calculated amount of HOPV (chladone 227ea) at a temperature of 20 ° C and an operating pressure of 4.2 MPa, l.

The additional axis in the RIS-1 graph is “Mg, kg” – the calculated amount of GOTV (chladone 227aa) at 20 ° C and working pressure of 4.2 MPa in kilograms. The calculation was made using the formula:

Мг = k Vжг, kg (5)

where: Vжг – the volume of the liquid phase of the calculated quantity of GOTV (chladone 227еа) at a temperature of 20 ° С and working pressure of 4.2 MPa, l;

k – coefficient equal to – 1,85, kg / l.

The graph is constructed by interpolation over several calculated points. A graph is a section line between two zones. Conditionally, let’s name their zone above the graph and the zone under the graph.

At the beginning of the hydraulic calculation according to the “Vector” program, the mass of the extinguishing agent required to extinguish the protected room is calculated. Then, an axonometric diagram of the piping from the gas fire suppression module to the exhaust nozzles is drawn. Having the result of calculating the amount of the fire extinguishing agent and its value equal to the volume of the liquid phase of the GOTW in accordance with the plotted graph, we get the value “Vtr” the internal volume of the pipes of the axonometric diagram, which, according to paragraph 8.9.9, we have no right to exceed.

Two variants of calculation are possible. The first we do not exceed this value in 80% are in the zone under the graph and get a ready calculation. If this value is exceeded, the “Vector” program will indicate this error.

The way out of this situation:

– First, it is necessary to place the equipment as required by paragraph 8.9.3 (the vessels should be placed, possibly closer to the protected premises …);

– the second, if it is impossible to optimize the axonometric scheme, it is necessary to increase the amount of fire-extinguishing substance “Mg, kg” until, for example, point “B” (see FIG-1) is in the zone below the graph. In our example, this is instead of 555 kg. (Chladona 227aa) will have to produce 740kg of gas extinguishing in this direction. In some cases, using an automatic fire extinguishing station, which is located on the first floor, and the protected room is on the 10th floor and removed from it by 80 to 100 meters, the increase in the amount of gas can reach several times. It is very difficult to explain to the Customer.

By saving, the customer wants to have a centralized automatic gas fire-extinguishing station to extinguish all directions of the GPT, and the lengths and diameters of the axon-flow pipes in the building, as well as the amount of gas obtained, does not give advantages over modular fire fighting. You can take for example that part of the premises is extinguished by a centralized automatic fire-extinguishing station, and remote premises have a modular fire-extinguishing system.

The graph of the functional dependence of the values ​​of “Vtr” from “Vzhg” in accordance with the requirement of clause 8.9.9 of the code of regulations SP 5.13130.2009.

We have considered in this article the most important and sensitive parameters that affect the final results of hydraulic calculations performed in the “Vector” program. But this is not all the pitfalls that you have to meet. The real objects on which the gas fire extinguishing systems are realized represent a great variety of difficulties that have to be overcome by the developers. The more valuable is that the development of the possibilities of computer technology has allowed us to simplify our work in this area. With the advent of specialized programs such as “Vector”, the labor costs for hydraulic calculations have decreased tens of times and especially this is valuable when it is necessary to calculate several variants of the same hydraulic calculation for comparison.

The “Vector” program uses in its calculations only the equipment produced by “ASPT Spetsavtomatika” LLC, which is today one of the most reliable, technically perfect and optimal in terms of financial costs.

In our organization, free-of-charge training is provided on the “Vector” hydraulic calculation program, where you can get the most complete answers to all the questions that arise and also get any consultations in the field of fire protection.

Reliability and high quality is our top priority.

logo

Математика и реальность в вопросах гидравлических расчетов систем газового пожаротушения

9 апреля 2018

В данной статье мы рассмотрим возможные варианты оптимального построения автоматических установок газового пожаротушения по результатам гидравлических расчетов трубной разводки и других сопутствующих параметров защищаемого объекта.

Вопросы более эффективного использования огнетушащего вещества.

Главный инженер проекта ООО «АСПТ Спецавтоматика»
В.П. Соколов

Немного истории в вопросе способа гидравлического расчета трубопроводов и определения площади отверстий насадка для установок газового пожаротушения. Теоретически, динамику поведения огнетушащего вещества в трубопроводах по эскизу трубной разводки и расстановки насадков можно проанализировать с помощью математических уравнений и формул, разработанных учеными работающих в данной области науки. Строится математическая модель гидродинамики процесса на базе высшей математики. Математический анализ производится с некоторыми упрощениями в физике происходящего процесса, а также путем задания допустимых границ расчета, использования постоянных констант и ограничения величин задаваемых параметров, используемых в расчетах. Эти упрощения и ограничения определяют погрешность расчетов, которая от сложности расчета может достигать до 14%.

В свое время, нам пришлось пользоваться такой методикой для практических расчетов установок газового пожаротушения, правда, все расчеты проводились ручным методом с по-мощью калькулятора. В зависимости от сложности гидравлического расчета это занимало достаточно много времени, иногда до недели. Расчет заключался в том, что, меняя значения исходных данных, необходимо было пересчитывать уравнения и формулы, пока полученный результат не соответствовал оптимальным значениям всех параметров гидравлического расчета.
Документ, по которому производился гидравлический расчет установки газового пожаротушения, назывался: «Методика гидравлического расчета трубопроводов установок газового пожаротушения». Данная методика была разработана для нас в соответствии с договором № 6719/Н-2.3. ФГУ ВНИИПО МЧС России. Методика разрабатывалась на основе научно-исследовательских работ, проведенных в различных организациях, а также в ФГУ ВНИИПО МЧС России, в области установок газового пожаротушения.

Но время не стоит на месте и сегодня АСПТ Спецавтоматика имеет универсальную компьютерную программу «Vector» для гидравлических расчетов трубной разводки с насадками, расчета массы огнетушащего вещества для создания нормативной огнетушащей концентрации в защищаемом объеме и расчета времени выхода ГОТВ из модулей газового пожаротушения.

Программа «Vector», одна из немногих программ позволяющая достаточно точно и оптимально решать всевозможные сложные задачи в области гидравлического расчета систем газового пожаротушения в короткие сроки.

Для подтверждения достоверности результатов расчета проведена верификация гидрав-лических расчетов по программе «Vector» и получено положительное Экспертное заключе-ние № 40/20-2016 от 31.03.2016г. Академии ГПС МЧС России на использование программы гидравлических расчетов «Vector» в установках газового пожаротушения, производства АСПТ Спецавтоматика со следующими огнетушащими веществами:

  • ФК-5-1-12 (Novec 1230)
  • Хладон 125
  • Хладон 227еа
  • Хладон 318Ц
  • СО2 (двуокись углерода)

Программа «Vector» — это современный программный продукт, имеющий тенденцию к постоянному обновлению, развитию и совершенствованию программного обеспечения, позволяющему пользователю удобно и просто работать с программой на компьютере.

Программа для гидравлических расчетов «Vector» при заданной схеме установки газово-го пожаротушения, включает в себя следующие исходные данные, задаваемые вручную проектировщиком:

  • площадь помещения, м2;
  • высота помещения, м;
  • дополнительный объем, вычитаемый из основного объема, м3;
  • минимальная температура в помещении, град. С;
  • высота помещения над уровнем моря, м;
  • предельно допустимое избыточное давление в помещении, кПа;
  • нормативное время подачи ГОТВ, с;
  • площадь постоянно открытых проемов, м2;
  • параметр «П» учитывающий расположение проемов;
  • тип ГОТВ;
  • нормативная огнетушащая концентрация ГОТВ;
  • плотность паров ГОТВ, кг/ м3;
  • повышающий коэффициент для пожара по СП 5.13130.2009;
  • тип модулей ГПТ;
  • коэффициент загрузки модуля;
  • рабочее (начальное) давление заправки при температуре 20ºС, МПа;
  • тип рукава высокого давления РВД;
  • распределительные устройства РУ (при централизованном ГПТ);
  • стандарт (ГОСТ) применяемых труб.

Давайте теперь рассмотрим более подробно некоторые наиболее значимые исходные данные для гидравлического расчета из списка перечисленного выше существенно влияющие на результат расчета.

Одним из таких параметров является суммарная площадь постоянно открытых проемов в защищаемом помещении «ΣFн, м2». Данная величина влияет на расчетное количество газа «Мр», так как через постоянно открытые проемы происходит утечка части газа. Значить эти потери должны быть компенсированы, чтобы полученного расчетом количества газа «Мр», хватило на создание нормативной огнетушащей концентрации вещества в защищаемом объеме. Получение реального значения параметра «ΣFн, м2» в защищаемом помещении всегда связано с большой проблемой. Смотрим выкопировку из раздела СП. 5.13130.2009.

8.14. Требования к защищаемым помещениям.

8.14.1 Параметр негерметичности защищаемых помещений не должен превышать значе-ний, указанных в Таблице Д.12 приложения Д. Должны быть приняты меры по ликвидации технологически необоснованных проемов, установлены доводчики дверей, уплотнены ка-бельные проходки.
8.14.3. В системах воздуховодов общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха защищаемых помещений следует предусматривать автоматиче-ски закрывающиеся при обнаружении пожара воздушные затворы (заслонки или противопо-жарные клапаны).

Требования по пунктам 8.14.1 и 8.14.3 должны безукоризненно выполняться как на стадии проектирования, так и на стадии строительства, по всем помещениям, которые подлежат защите газовым пожаротушением. Часто от Заказчика к Исполнителю поступает техническое задание на автоматизированную установку газового пожаротушения (АУГПТ) в котором указано, что площадь постоянно открытых проемов равна нулю и таким образом помещение считается полностью герметичным. Расчет установки АУГПТ производиться без потерь на утечку газа через открытые проемы. Но в идеально герметизированном объеме куда поступает огнетушащее вещество могут создаваться условия для появления избыточного давления превышающее заданное предельно допустимое избыточное давление в том же объеме. Это чревато нанесению вреда как самому помещению, так и защищаемому оборудованию например серверам. Если в помещении имеются окна, то они могут разрушиться и газ уйдет из помещения, не оказав нужного воздействия на очаг возгорания. Чтобы этого не произошло требуется установка специального клапана (клапанов) сброса избыточного давления (КСИД) площадь которого вычисляется по формулам из Приложения З — «Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения» СП 5.13130.2009. В нашем случае КСИД автоматически вычисляется программой гидравлического расчета «Vector».

Но чаще всего имеется другая крайность. В техническом задание указывается параметр негерметичности защищаемых помещений взятый из Таблицы Д.12 приложения Д и вычис-ляемый по формуле:

— параметр негерметичности помещения, м-1; (1)

где: ΣFн — суммарная площадь проемов, м2;

Vр — расчетный объем защищаемого помещения, м3.

Преобразуем вышеописанную формулу (1) для нахождения величины суммарной пло-щади проемов ΣFн, м2 по Таблице Д.12:

ΣFн = Vр δ — суммарная площадь проемов, м2.     (2)

Выкопировка небольшой части начала Таблицы Д.12 из Приложения Д — «Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ».

Д.12 Значения параметра негерметичности в зависимости от объема защищаемого помещения.

Таблица Д.12

Параметр негерметичности, не более Объем защищаемого помещения
0,044 м–1 до 10 м3
0,033 м–1 от 10 до 20 м3
0,028 м–1 от 20 до 30 м3
0,022 м–1 от 30 до 50 м3
0,018 м–1 от 50 до 75 м3
0,016 м–1 от 75 до 100 м3
0,014 м–1 от 100 до 150 м3
0,012 м–1 от 150 до 200 м3

Возьмем для примера первую строку Таблицы Д.12. В соответствие с расчетом по формуле (2) суммарная площадь проемов для объема 10 м3 получается равной 0,44 м2. Это очень большой открытый проем для помещения с газовым пожаротушением с небольшим объемом. А если брать для расчета в Таблице Д.12 строки с большими объемами помещений, то можем получить открытые проемы до 5 м2 и более. Это означает что две, три двери в защищаемом помещении постоянно открыты.

И так, реально для расчетов мы имеем два крайних значения параметра площади постоянно открытых проемов. Нулевое значение параметра определяет сто процентное появление клапанов КСИД, а значение параметра, определяемое по Таблице Д.12, требует добавление компенсирующего количества огнетушащего вещества (газа) на утечку через открытые проемы. При этом добавленное гидравлическим расчетом количество газа может составлять в процентном отношении от 7 до 15%, что, в зависимости от типа применяемого огнетушащего вещества весьма ощутимо будет сказываться на бюджете Заказчика, используемого для защиты своих помещений систему газового пожаротушения.

Мы не рассматриваем сейчас вариант, когда объект, подлежащий защите системой газового пожаротушения, имеет строительную готовность, и мы можем точно определиться со значением параметра площади открытых проемов. В большинстве случаев гидравлические расчеты требуются уже на стадии начала строительства.

АСПТ Спецавтоматика разработала для внутреннего пользования вариант таблицы для определения, площади постоянно отрытых проемов при расчетах в программе «Vector». Если Заказчиком в техническом задании (ТЗ) не указано значение параметра площади открытых проемов в защищаемом помещении, то мы используем данные Таблицы 1.

Нет идеально герметичных помещений. Проемы все равно существуют. В каждом помещении есть двери, а иногда присутствуют окна. При выпуске огнетушащего вещества (газа) осуществляется воздействие избыточного давления на площадь двери и окна, что способствует к появлению небольших микрощелей. Остается определиться с ними и посчитать значения.

Количественные данные по постоянно открытым проемам в защищаемом помещении для параметра ΣFн, м2 смотри в Таблице 1.

Таблица 1

п/п № Наименование изделия Постоянно открытые проемы, м2
1 Одностворчатая дверь, не более 0,021*
2 Двухстворчатая дверь, не более 0,039*
3 Одностворчатое деревянное окно, не более 0,024*
4 Двухстворчатое деревянное окно, не более 0,036*
5 Одностворчатое евроокно, не более 0,016*
6 Двухстворчатое евроокно, не более 0,024*

* Данные в Таблице 1 получены расчетным путем и соответствуют принятой методике гидравлического расчета установок газового пожаротушения в ООО «АСПТ Спецавтоматика».

Суммарную площадь постоянно открытых проемов в защищаемом помещении вычисляем по формуле:

ΣFн =Кб (ΣFд +ΣFо+ ΣFинж), м2      (3)

где:

ΣFд — суммарная площадь постоянно открытых проемов всех дверей (тип двери по Таблице 1 умножается на их количество имеющихся в защищаемом помещении);

ΣFо — суммарная площадь постоянно открытых проемов всех окон (тип окна по Таблице 1 умножается на их количество имеющихся в защищаемом помещении);

ΣFинж — суммарная площадь постоянно открытых проемов инженерных систем пожарной автоматики и т.п. (при наличии действующих постоянно открытых проемов в стене, на потолке или в полу данные площади вычисляются отдельно и суммируются);

Кб – коэффициент безопасности (постоянная величина) равный — 1,1.

Рассмотрим теперь вопрос расположения модулей газового пожаротушения на защищаемом объекте, общие требования к трубопроводу и насадкам в свете получения достоверности результатов при выполнении гидравлического расчета. Смотрим выкопировку раздела «8» из СП. 5.13130.2009.

8.8 Сосуды для газового огнетушащего вещества.

8.8.3 Сосуды следует размещать, возможно, ближе к защищаемым помещениям…

8.9 Трубопроводы.

8.9.9 Внутренний объем трубопроводов не должен превышать 80% объема жидкой фазы расчетного количества ГОТВ при температуре 20°С.

Неукоснительное выполнение требований пунктов 8.8.3 и 8.9.9 это залог получения наиболее точного и близкого к оптимальным значениям результата гидравлического расчета.

Рассмотрим влияние длины и диаметра труб коллектора, а также распределительного трубопровода на результаты расчета количества массы огнетушащего вещества и нормативное время выпуска. Рассмотрим в качестве примера автоматизированную установку (объемного) газового пожаротушения (АУГПТ) с подачей газа по нескольким направлениям от централь-ной станции пожаротушения. На РИС-1 дан график функциональной зависимости величин «Vтр» от «Vжг» в соответствии с требованием пункта 8.9.9 свода правил СП 5.13130.2009.

Вычисления производились по формуле:

80%     (4)

где: Vтр — внутренний обьем труб аксонометрической схемы, л;

Vжг — объем жидкой фазы расчетного количества ГОТВ (хладон 227еа) при температуре 20°С и рабочем давлении 4.2 МПа, л.

Дополнительная ось на графике РИС-1 это «Мг,кг » — расчетное количество массы ГОТВ (хладон 227еа) при температуре 20°С и рабочем давлении 4.2МПа в килограммах. Расчет производился по формуле:

Мг =k Vжг, кг      (5)

где: Vжг — объем жидкой фазы расчетного количества ГОТВ (хладон 227еа) при температуре 20°С и рабочем давлении 4.2 МПа, л;

k — коэффициент равный — 1,85, кг/л.

График построен с помощью интерполяции по нескольким расчетным точкам. График является линией раздела между двумя зонами. Условно назовем их зона над графиком и зона под графиком.

В начале гидравлического расчета по программе «Vector» производиться расчет массы огнетушащего вещества необходимого для тушения защищаемого помещения. Затем рисуется аксонометрическая схема трубной разводки от модуля газового пожаротушения до выпускных насадок. Имея результат расчета количества огнетушащего вещества и его значение равное объему жидкой фазы ГОТВ в соответствии с построенным графиком получаем значение «Vтр» внутренний объем труб аксонометрической схемы, который по п. 8.9.9 мы не имеем права превышать.

Возможны два варианта расчета. Первый мы не превысим эту величину в 80% находимся в зоне под графиком и получаем готовый расчет. В случае превышения этой величины программа «Vector» укажет на эту ошибку.

Выход из этой ситуации:

— первое, необходимо размещать оборудование как это требует п. 8.9.3 (сосуды следует размещать, возможно, ближе к защищаемым помещениям…);

— второе, если аксонометрическую схему оптимизировать нельзя, необходимо увеличивать количество огнетушащего вещества «Мг, кг» до тех пор, пока, например, точка «В» (см. РИС-1) не окажется в зоне под графиком. В нашем примере это вместо 555кг. (Хладона 227еа) придется выпускать по этому направлению газового пожаротушения 740кг. В некоторых случаях с использованием автоматической станции пожаротушения, которая находится на первом этаже, а защищаемое помещение находится на 10 этаже и удалено от нее на 80 — 100 метров увеличение количества газа может достигать в несколько раз. Это весьма сложно объяснить Заказчику.

Экономя, Заказчик хочет централизованной станцией автоматического газового пожаро-тушения обеспечить тушение всех направлений ГПТ, а длины и диаметры труб аксономет-рической схемы по зданию, а также получаемое количество газа не дает преимуществ перед модульным пожаротушением. Можно например взять чтобы часть помещений тушилась централизованной автоматической станцией пожаротушения, а удаленные помещения имели модульное пожаротушение.

График функциональной зависимости величин «Vтр» от «Vжг» в соответствии с требованием пункта 8.9.9 свода правил СП 5.13130.2009.

Мы рассмотрели в этой статье наиболее важные и чувствительные параметры, которые оказывают влияние на конечные результаты гидравлических расчетов, выполненных в про-грамме «Vector». Но это еще не все подводные камни, с которыми приходиться встречаться. Реальные объекты, на которых реализуются системы газового пожаротушения, представляют собой великое многообразие трудностей, которые приходиться преодолевать разработчикам. Тем ценней, что развитие возможностей компьютерной техники позволило упростить нам свою работу в этой области. С появлением специализированных программ таких как «Vector» трудозатраты по гидравлическим расчетам сократились в десятки раз и особенно это ценно, когда требуется посчитать для сравнения несколько вариантов одного и того же гидравлического расчета.

Программа «Vector» использует в своих расчетах только оборудование производства ООО «АСПТ Спецавтоматика», которое на сегодняшний день является одним из самых надежных, технически совершенным и оптимальным с точки зрения финансовых затрат.

В нашей организации регулярно проводится бесплатное обучение по программе гидравлических расчетов «Vector», где вы сможете получить наиболее полные ответы на все возникающие вопросы, а также получить любые консультации в области потивопожарной защиты.

Надежность и высокое качество – наш главный приоритет.